Покров Пресвятой Богородицы

Православный праздник, популярный в среде крестьян-старообрядцев

Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 год
pinterest button

Непереходящий православный праздник, широко отмечаемый Русской православной церковью, в которой он относится к великим праздникам.

Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 год
pinterest button Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 год неизвестен, Public Domain

В традиции русского православия праздник отмечается 1 (14) октября; в греческом православии празднуется 1 и 28 октября по новому стилю, за исключением той части (Иерусалимская православная церковь, Афон, старостильники), которая по-прежнему использует в богослужении старый стиль. В последнем случае одна из дат празднования совпадает с принятой в русском православии.

Полное название праздника в богослужебных книгах на церковнославянском языке: Покро́в Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и (др. -греч. Τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου — «Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы» или др. -греч. Ἀνάµνησιν ἐπιτελοῦµεν τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου καὶ Ἀειπαρθένου Μαρίας — «Воспоминание явления святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии»).

В основу праздника положено предание о явлении Андрею, Христа ради юродивому, Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери. Богослужебные особенности во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам, хотя сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401—1425 годы
pinterest button Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401—1425 годы Tretiakov Galerie, Public Domain

Явление Богоматери

Слово «омофор» в описаниях праздника Покрова и в соответствующих богослужебных текстах означает головной убор Богоматери. При обычном употреблении омофор — принадлежность богослужебного облачения архиерея.

Рассказ о событии взят из жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником блаженным Епифанием, и увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор.

Описание в Великих Четьих Минеях

В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме.

Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё.

Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (др. -греч. ἠλέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

Смысл видения

Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

История установления праздника

Версии происхождения праздника

Как отмечает современный исследователь, искусствовед С. Н. Липатова, история праздника Покрова Богоматери до сих пор полна пробелов, хотя вопросы о его происхождении неоднократно ставились в церковной и научной литературе.

Высказывались различные мнения о месте его появления.Афонский монах Пахомий Логофет, знаменитый агиограф XV века, в «Похвальном слове на Покров», помещенном в Великих Четьих Минеях, говорит о том, что праздник установлен в Константинополе и оттуда пришёл на Русь.

Доказательств Пахомий не привёл, но его утверждение надолго стало причиной споров о том, русский или византийский праздник Покров. Например, Г. П. Георгиевский высказал мнение, согласно которому «установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме».

Зверин-Покровский монастырь, Великий Новгород
pinterest button Зверин-Покровский монастырь, Великий Новгород User№101, GNU 1.2

Не менее убедительны, однако, мнения о русском происхождении праздника, но вопрос о конкретном месте его появления остаётся открытым.Традиционная точка зрения, выразителем которой был М. А. Остроумов, связывает «начало почитания Покрова на Руси с Владимиро-Суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского». Эта точка зрения нашла отражение в Православной энциклопедии:

Наконец, «прозвучавшая ещё в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII века в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни». Её выразителями в разные годы были архиепископ Сергий (в конце XIX века), А. Александров (в 80-х годах XX века) и современная исследовательница И. А. Шалина. При этом «некоторые из учёных предполагают: инициатором установления праздника был не Андрей Боголюбский, а его дед Владимир Всеволодович Мономах».

Малороссийская икона Покрова Пресвятой Богородицы начала XVII века с изображением казаков.
pinterest button Малороссийская икона Покрова Пресвятой Богородицы начала XVII века с изображением казаков. неизвестен, Public Domain

Полезная информация

Покро́в Пресвято́й Богоро́дицы Покро́в день
Покро́в Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и

 Погода на Покров

Анатолий Жалсараев  Из архивных материалов: "Климат в Иркутской губернии значительно изменился на памяти нашей. Прежде снег начинал покрывать землю с 27 сентября и к Покрову устанавливалась зимняя дорога; за то и весна начиналась рано. В феврале значительно пригревало (последними морозами считались Сретенские 15 февраля); в марте бывало тепло, в апреле жарко, а в мае невыносимо знойно…» («Иркутские Епархиальные Ведомости», 1864 г., №21, с. 349).

Приметы на Покров

На Покров после окончания полевых работ в деревнях играли свадьбы. Существовала примета: чем больше снега выпадет на покров - тем больше свадеб сыграют.

Народные традиции

На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, с ним было связано множество примет, посвящённых окончанию осени и началу зимы.

Первый по-настоящему осенний праздник. С этого дня начинались вечерние девичьи посиделки и осенний свадебный сезон.В народной традиции в этот день отмечалась встреча осени с зимой.

Само название народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

Покров в топонимике

Праздник Покрова оставил значительный след в топонимике Белоруссии, Казахстана, России, Украины и некоторых других стран бывшего СССР, на территории которых имеется большое число населённых пунктов с названиями
Покров,  Покровка, Покровск,
Покровская, Покровский, Покровское и подобных им (например, Ново-Покровская, Ново-Покровский).

Об этом празднике напоминают названия московских улиц, площадей и районов: Покровка, Покровские Ворота, Покровское-Глебово, Покровское-Стрешнево.

Иконография

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале — на вратах Рождественского собора (начало XIII века), выполненных в технике золотой наводки по меди, и во Пскове — в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).

XIV веком датируются иконы из Покровского монастыря в Суздале (собрание Государственной Третьяковской галереи), Зверина монастыря в Новгороде и икона из Восточной Галиции, находящаяся в собрании Национального Художественного музея Украины (см. изображения ниже).