Этническая принадлежность гуннов (хунну)

Древний кочевой народ, населявший степи к северу от Китая

Хуннская керамика в Кяхтинском краеведческом музее
pinterest button

Этническая принадлежность

Г. Рамстедт предполагал, что язык хунну отражает состояние, в котором тюркские языки ещё не отделились от монгольских, но эта точка зрения сейчас явно устарела, ибо разделение алтайских языков сейчас относят к более раннему периоду.

Слово “сюнну” (хунну) часто использовалось как обобщающее название северных кочевых народов после Цзинь (265—420), Вэй (220 — 266) и Южных и Северных династий (420 — 589). В «Истории Лян» (глава «Летописи жужань») сказано: “Во времена Вэй и Цзинь сюнну делились на сотни и тысячи племен, у каждого было свое название”, это можно считать доказательством.

Хуннская керамика в Кяхтинском краеведческом музее
pinterest button Хуннская керамика в Кяхтинском краеведческом музее Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

В «Истории Лян» (глава «Летописи всех восточных варваров») жужаней называют “потомками сюнну” и “другими сюнну”. В «Истории династии Вэй» (глава «Летописи гаоцзюй») народность гаоцзюй называется “племянниками сюнну”, в «Истории Чжоу» (глава «Летописи тюрков») ашина называется “другими сюнну”

Монгольская теория

Монголоязычность хуннов самая старая точка зрения о происхождении хуннов. В ХVIII веке П. С. Паллас выдвинул эту теорию и в ХIХ веке Рашпунцаг, В. Бергман, И. Шмидт, К. Ф. Нейман, Х. Хоуорс, А. Терри, Н. Я. Бичурин и др. развивали монгольскую теорию. Монгольское происхождение отстаивал А.Лувсандэндэв, Б.Ренчин, Б.Мункачи. Монгольской версии происхождения хуннов придерживается ряд современных российских историков — А. П. Окладников, Н. Н. Диков, Г. Н. Румянцев, М. В. Воробьёв, Б. Б. Дашибалов и др.

Стронники этой теории придерживают мнение, что слово «хунну» означает «хүн» (человек) на монгольском языке. В 2011 году Монголия отпраздновала 2220-летний юбилей Монгольской государственности. Культуру плиточных могил относят к хуннам и монголам.

В «Книге Сун» есть сведение, что «другое одно имя жужанов есть «татар», также называют «тартар», (является) один из аймаков хунну». Китайским иероглифом современным произношением «датань» отмечено слово «татар», а иероглифом «таньтань» написано слово «тартар».

Историки считают, что название монголов как татар (тартар) происходит от имени хаана Татар жужанов (414—429 гг). Эти две названия, Татар хаан и татар (монгол), записаны одинаковыми иероглифами. Поэтому с времен жужаньского каганата монголов стали называть монголами, татарами, татар-монголами или монгол-татарами.

После упадка хуннского государства 100.000 семейств (более 500,000 чел.) Хунну стали сяньбийцами «приняв» народное название «сяньби» и это возможно, указывает близкое родство этих народов. Это было большинство населения северных хуннов. Бичурин пишет: «Дом Сяньби, владевший в то время восточною Монголией, был хотя единоплеменной, но не одного происхождения с Домом Хунну».

В письме Чингис-хана, которое направил даосскому монаху Чан-чунь упоминаются слова, что «во времена нашего шаньюй Модэ».

Многочисленные культурные элементы хуннов, средневековых и современных монголов совпадаются и между ними существует крепкая культурная преемственность. Например, тамга, юрта на-телегах, композитный лук, настольная игра с игровым полем, протяжная песня и т.д.

У монгольских народов сохранился хуннский герб с изображением солнца и луны (см. Флаг Монголии, Герб Монголии, Соёмбо, Флаг Бурятии, Герб Бурятии и Флаг Южной Монгольской Народной Партии). У других народов мира нет такого герба.

Тюркская теория

Сходство многих обычаев тюркютов и хунну отмечаны историками, однако вопрос о языковой принадлежности последних пока остаётся открытым. Хотя распространено мнение о тюркоязычности хуннов, но его сторонники не отрицают некоторых иранских заимствований.

Подробное обоснование тюркской принадлежности даётся в книге А. В. Дыбо «Лингвистические контакты ранних тюрков» (ч.1, 2007). Некоторые ученые (Б. А. Серебреников) считают наследником хуннского языка чувашский (булгарский) язык.

Прототюркский-чувашский язык является особо архаичным и содержит много слов с корнем «хун»: хунаща — тесть, хунама — теща, хунать — множиться. Вместе с тем известно, что хунны, как и булгары, были солнцепоклонниками, и в чувашском языке солнце смотрит, а не светит.

Другие теории

Также выдвигались предположения об отнесении хуннского языка к иранским (близким сака) или енисейским (Пуллиблэнк).

Китайский миф

Традиционная китайская историография пишет, что все соседные народы Китая произошли от китайцев и согласно китайской традиции, хунны возникли из смешения китайских эмигрантов в степь и степных кочевых племен.

Золотой герб государства Хунну
pinterest button Золотой герб государства Хунну Ztrk, CC BY-SA 3.0

Китайцы сторонники полулегендарной династии Ся, кочевые племена хяньюнь и хуньюй. В III тыс. до н. э. китайцами правил мифический император Хуан-ди. Согласно китайским мифам, когда примерно в 1764 году до н. э. в Китае была свергнута династия Ся, Шун Вэй (淳維), сын последнего правителя Ся Цзе, бежал на север, и с ним бежали многие подданные. На южной окраине Гоби они встретили племена сяньюнь и хуньюй и со временем смешались с ними.

Полезная информация

Хунну (монг. Хүннү, Хүн Гүрэн, кит. 匈奴 сюнну)
Гунны


Генетика

Генетический анализ трёх скелетов, найденных в 2000-летнем захоронении представителей элиты хунну в Duurlig Nars в Северо-Восточной Монголии показал, что один мужчина оказался обладателем митохондриальной гаплогруппы U2e1 и Y-хромосомной гаплогруппы R1a1, второй мужчина был обладателем митохондриальной гаплогруппы D4 и Y-хромосомной гаплогруппы C3, женщина также оказалась обладательницей митохондриальной гаплогруппы D4.

У шести кочевников, выкопанных в Pengyang в Северном Китае были определены три митохондриальных гаплогруппы: C, D4 и M10, а все четыре мужчины оказались обладателями Y-хромосомной гаплогруппы Q-M242 (все Q1a1-M120).