Православие в Бурятии

История Русской православной церкви с момента ее появления в Забайкалье по сей день 

Купол Свято-Троицкого храма
pinterest button

Первые православные в Бурятии

Русская православная церковь оставила заметный след в истории Бурятии, ее освоении, оказало большое влияние на все сферы жизни.

Первыми представителями Русской православной церкви в Забайкалье явились русские служилые люди, впервые появившиеся в этих краях 1640-х годах. В отрядах служилых людей имелись духовные лица, облеченные равной властью с воеводами и наравне с крестом и молитвой не менее успешно действовавшие оружием и мечом.

Казацкие начальники начала XVIII века
pinterest button Казацкие начальники начала XVIII века Акварель А.Солнцев, CC BY-SA 3.0

Упоминание о подобном лице духовного звания мы находим в наказной памяти «О приведении непокорных Бурятских людей в русское подданство» 1648 года Сибирского воеводы Дмитрия Францбекова, которая подписана им самим и дьяконом Осипом Степановым.

Первая православная церковь

Первая православная церковь в Забайкалье Баргузинская острожная Спасо-Преображенская была построена в августе 1648 года. В последующие годы были построены церкви и часовни в Селенгинском, Телембинском, Еравнинском, Удинском (Верхнеудинском), Ильинском, Кабанском и других острогах.

Часовня в Этнографическом музее народов Забайкалья
pinterest button Часовня в Этнографическом музее народов Забайкалья Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Духовное руководство церквями на территории Бурятии осуществляли Тобольское и Сибирское архиепископство, а с 1668 года — митрополия.

Духовная Даурская миссия

В 1681 году по повелению царя Федора Алексеевича, по благословению патриарха Иоакима, указу Сибирского и Тобольского Митрополита Павла в Забайкалье была отправлена первая духовная миссия «Даурская», призванная распространять православную веру среди коренного населения края. Даурской миссией в конце XVII начале XVIII веков были основаны Свято-Троицкий Селенгинский  и Спасо-Преображенский посольский монастыри.

В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия в рамках сибирской и Тобольской митрополии. Духовенство епархии принял самое активное и непосредственное участие в хозяйственном освоении и культурном развитии края.

Заудинская Вознесенская церковь до революции 1917 г.
pinterest button Заудинская Вознесенская церковь до революции 1917 г. Архивное фото, Public Domain

Строительство храмов

В период VVIII —  первой половины XIX века в Забайкалье было построено большое количество православных храмов, многие из которых являлись настоящими архитектурными шедеврами и стали украшением и гордостью Бурятии: Селенгинский Троицкий, Посольский Спасо-Преображенский монастыри, Одигитриевский Кафедральный собор, Кяхтинский и Троицкий соборы, Кударинская Благовещенская, Батуринская Сретенская, Кяхтинская Воскресенская церкви и другие.

Одигитриевский собор
pinterest button Одигитриевский собор Архивное фото, Public Domain

В XVIII — первой половине XIX веков духовенство епархии занималась созданием школ и собиранием библиотек, исследование нового края, его природы, географии, истории, быта, языка и верования коренных жителей, переводом священных книг на бурятский язык. В истории Забайкалья навсегда останутся имена архиереев Иннокентия ( Кульчитского) , Иннокентия (Неруновича), Михаила (Бурдукова), Нила (Исаковича), Вениамина (Благонравова),  и др. , много сделавших для просвещения и изучения нашего края.

Миссионерство

Во второй половине XIX века миссионерская деятельность Русской православной церкви среди коренных народов края, особенно среди бурят, активизируется. Этот этап деятельности РПЦ в Забайкалье связан с деятельностью забайкальской миссии, с улучшением и увеличением кадрового состава миссионеров, строительством новых церквей, организацией миссионерских станов, внедрение и распространение Православия Бурятских ведомствах, использованием новых методов, способов и средств христианизации коренного населения.

Михайло-Архангельская церковь
pinterest button Михайло-Архангельская церковь Архивное фото, Public Domain

12 марта 1894 года была создана Забайкальская и Нерчинская епархия, выделенная из состава Иркутской и нефтекамской епархии, вскоре переименованной в Иркутскую и Верхоленскую.

В 1894 году в новой епархии было 200 церквей, а уже в 1909 году их стало 376.

В начале XX века доминирующее положение по количеству верующих в крае принадлежала Русской православной церкви. Так, по данным 1900—1901 гг. по Забайкальской области православное население составляло 453 на 721 человек, т. е. 76% всего населения. В 1911 году по данным Забайкальской Епархии  - 597 728 человек. То есть за 10 лет Забайкальском крае количество православного населения увеличилось на 140 907 человек.

Свято-Никольская церковь в Этнографическом музее народов Забайкалья
pinterest button Свято-Никольская церковь в Этнографическом музее народов Забайкалья Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Удар по религии

Революционные события 1917 года внесли радикальные перемены в церковно-государственные отношения.

Гражданская война в России, в ходе которой развернулось противостояние белых и красных, оказало огромное воздействие, во многом предопределила дальнейший ход Отечественной истории .

В ходе Гражданской войны на территории Бурятии православная церковь содействовала белым, что было в дальнейшем отмечено репрессивными мерами по отношению к духовенству со стороны Красной Армии во время ее продвижения по территории Забайкалья.

Алтарь Одигитриевского собора до революции 1917 г.
pinterest button Алтарь Одигитриевского собора до революции 1917 г. Архивное фото, Public Domain

В 1920 году на территории края была установлена Советская власть, которая приступила к решению различных вопросов, в том числе и религиозного, начал активную политику по претворению в жизнь и основных положений декрета об отделении церкви от государства и школы.

На территории Бурятии, как и всей России, были осквернены и поруганный храмы, многие священнослужители репрессированные, а часть из них расстреляна. Одним из первых мучеников православной церкви в Бурятии является Викарий Забайкальской Епархии, епископ Селенгинский Ефрем, в миру Епифаний Кузнецов, арестованный ВЧК и застреленный в Москве в 1918 году.

Вид на город с колокольни Свято-Троицкого храма
pinterest button Вид на город с колокольни Свято-Троицкого храма Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Вторая половина 1930-х годов в Бурятии характеризуется как период окончательного удара по религии, приведшего в 1940 году полному разрешению «религиозного вопроса» — на территории Республики не осталось ни одного действующего здания культа, богослужебное имущество было изъято, духовенство подверглось террору и насилию.

Возрождение церкви

После окончания Великой Отечественной войны деятельность РПЦ была вновь разрешена, но в ограниченном числе приходов и под строгим надзором административных органов.

Так, 4 мая 1945 года в городе улан-удэ была открыта заудинская Вознесенская церковь, а чуть позже была получена в арендное пользование приход Успенской церкви в городе Кяхта, которая действовала до 1962 года.

Купол Свято-Троицкого храма
pinterest button Купол Свято-Троицкого храма Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

В конце 1980 годов в Улан-Удэ было создано православное общество «Спасение», выступавшие за принятие нового законодательства о свободе совести, за возрождение православной веры, благодаря инициативе которого началась реставрация Свято-Троицкой церкви.

В 1990 году был принят Закон о свободе вероисповеданий.

В 1992 году при Одигитриевском  соборе города Улан-Удэ был зарегистрирован православный приход.

Свято-Троицкий храм
pinterest button Свято-Троицкий храм Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

В марте 1994 года по указу преосвященного Вадима (Лазебного), епископа Иркутского и Читинского, была образована Бурятское Благочиние в административных рамках республики Бурятия.

В апреле 1994 года решением священного Синода РПЦ была создана самостоятельная  читинская и Забайкальская епархия, выделенная из состава Иркутской и Читинской епархии.

10 октября 2009 года была образована Улан-Удэнская и Бурятская епархия, окормляемая епископом Улан-Удэнский бурятским Савватием (Антоновым).

Церковь в Бурятии сегодня

К настоящему времени в Бурятии достигнут уникальный опыт сосуществование разных религий, характеризующийся состоянием духовно-нравственного равновесия. И в этом есть значимая доля вклада Русской православной церкви, которая находит возможность корректного, уважительного и толерантного диалога с другими конфессиями.