Особенности домовой росписи семейских

Наружная и внутренняя роспись жилища старообрядцев Забайкалья

Розетка - круг на шкатулке
pinterest button

Основные особенности

Кроме особенностей, присущих только ей, семейская роспись имеет много общих черт (в узорах и их отдельных элементах, в манере письма) прежде всего с росписью русских Алтая, росписями Поволжья и Севера и даже в какой-то мере с украинской росписью.

Птицы в опечной росписи
pinterest button Птицы в опечной росписи Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

Забайкальская домовая роспись тесно связана с бытом и культурой семейских, с той необычной любовью к яркости и к полихромности, которая проявляется во всем до настоящего времени, начиная с украшения жилища и кончая яркими живописными нарядами женщин.

Она подразделяется на наружную роспись домов и внутреннюю — роспись интерьера. Придавая большое значение наружной красоте жилища, семейские в его украшении широко использовали полихромную раскраску и роспись, получивших в короткий срок самое широкое распространение.

Сундук с яркими цветами
pinterest button Сундук с яркими цветами Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

Раскраска и роспись, заметно потеснившие резьбу, сосуществуют с ней до настоящего времени.

Женская роспись

Среди росписей семейских мастеров особо выделяются росписи женщин.

В таких селах, как Десятниково, Большой Куналей, Нижний Жирим, многие домохозяйки считали роспись жилища своей домашней обязанностью. Хозяйка, умеющая украсить свой дом росписью, пользовалась особым уважением.

Домовая роспись на сувенирах
pinterest button Домовая роспись на сувенирах Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

Заимствуя друг у друга определенный круг элементов, мастерицы вносили много выдумки не только в изображение новых узоров, новых сочетаний, но и в подбор красок.

Обычно употреблялись желтая, черная, синяя, красная и коричневая краски. Делали их из покупных красок в порошке и глин, смешанных с олифой собственного изготовления.

Чаще всего все элементы рисунка писали линией в ширину мазка кисти. Так же своеобразно разными красками заполняли внутренность кругов, ромбов, розеток, стилизованных цветов.

Орнаменты

Геометрический и растительный 

Один из основных типов орнамента —  геометрический или полурастительный и в меньшей степени растительный мотивы, принадлежащие кисти женщин-домохозяек.

Шкатулка с росписью
pinterest button Шкатулка с росписью Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

Росписи домохозяек, состоящие из простейших и в то же время удивительно необычных сочетаний геометрического и полурастительного характера, покрывают стены жилища и сеней, перегородки, деревянные опечки, а иногда и верхнюю часть печей, потолки, полы, матицы. 

Наиболее древними и распространенными в этих росписях являются; изображения круга. В росписи круги изображаются чаще всего вписанными друг в друга, в количестве от 3 до 10. Ширина линии каждого круга, как и его размеры, произвольны. 

Некоторые мастерицы вписывали в круги свастические, радиальные и вихревые розетки. Мотив круга часто встречается и в росписях, относящихся к 1-й половине XX века, но композиции округами усложнились. Внутрь кругов стали вписывать розетки, цветы и листья. 

Косачи

Другим любимым мотивом являются «косачи», известные почти во всех семейских селениях, получившие наибольшее распространение в Тарба-гатайском районе. 

Каждая женщина по-своему изображала косачи, даже если она подражала соседке, заимствуя форму розетки. На больших плоскостях (на стенах, потолках и полах) косачи располагаются, как правило, по сторонам волнистых и прямых линий, идущих параллельно. В таких симметричных и геометризированных построениях мы ощущаем стремление к изображению динамики движения. 

Расписной сундук обитый металлом
pinterest button Расписной сундук обитый металлом Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

Симметричное построение косачей и кругов в их вертикальном расположении (большие круги под деревцами с ветками — косачами или круги под деревцами) напоминают нам излюбленные композиции растительного характера русской крестьянской живописи – букет или дерево с вазоном. 

Мужская роспись

Росписи мастеров-мужчин из семейских сохранились во многих селах Тарбагатайского района Бурятии.

Каждый из них работал в своем селе, расписывая дома, мебель, прялки, туески. Отходничество в соседние села на заработки хотя и имело место, но не носило систематического характера.

Р.Ф. Русин из с. Нижний Жирим славился как столяр и красильщик. Расписанные им резная мебель, резные заготовки для «заборок» и наличников, прялки пользовались большим спросом у семейских.

Ставни старообрядческого дома
pinterest button Ставни старообрядческого дома Кузнецов, CC BY-SA 3.0

Гармоничное сочетание раскрашенной трехгранно-выемчатой и ногтевидной резьбы (круги, кресты, розетки) с растительной росписью на прялках позволяет говорить о таланте и большом вкусе мастера.

Шкафы, столы, кровати, прялки, изготовленные и расписанные другим, не менее известным мастером Д.П. Степановым, встречаются во многих домах с. Десятниково.

Пышные росписи этих мастеров, знакомых с традициями русской крестьянской живописи, интересны творческим подходом в построении росписи на стенах жилища и предметах быта, в выборе мотивов и подборе цвета. Это своеобразие было в какой-то степени подсказано окружающим миром.

Поэтому в вазонах, букетах, гирляндах часто встречаются маки (белые, желтые, красновато-оранжевые), тюльпановидные подснежники (фиолетово-белые), ромашки (белые, сиреневые), «жарки» (оранжевые), лилии или «масленки» (красные, желтые), саранки (красные и сиренево-розовые), незабудки (лиловые) и алые цветы шиповника.

Розетка - круг на шкатулке
pinterest button Розетка — круг на шкатулке Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

У одних мастеров изображения цветов реальны, у других условны, обобщенны, выполнены с произвольной окраской.

Многолепестковые и пятилепестковые цветы-розетки характерны для всех мастеров, как и стрельчатые и каплевидные листья, оттененные черными и белыми штрихами. Мотивы роз, виноградной лозы, не встречающихся во флоре Забайкалья и Сибири, очевидно, заимствованы семейскими у пришлых мастеров.

 Вполне вероятно, что местные богомазы, работавшие «на заказ», популяризировали животный, растительный стиль росписи — изящная гирлянда с маленькими красивыми нежно-оранжевыми цветами и листьями на темно-голубом фоне написана темперой. Обычно мастера-красильщики писали масляными красками, а темперой могли писать только иконописцы.        

Полезная информация

Домовая роспись

Женские мотивы

Основными мотивами женских росписей являются круги с большим количеством вписанных в них малых кругов, сегменты, «косачи», или «косари» (завитки разных форм), волнистые и прямые линии, кресты, уголки, розетки, «сосенки», клетки, состоящие из прямых, волнистых или пересекающихся по диагонали линий, точки, полуокружности и другие.

Молоко и белила

Для фона под роспись использовали особую смесь из молока, белил и извести. Пол под роспись покрывали коричневой или бордовой краской. Вместо кисточки пользовались туго скрученной бумагой или тканью, реже писали пальцем.

Работа женщин по найму

Зачастую, женщины - мастерицы росписи работали в своих селах по найму. В селах Куйтун и Надеино сохранились росписи Миладоры Малковой («Федорушки-красилыцицы») и ее дочери Натальи. Мотивы их росписей разнообразны.

На стенах они изображали вазоны с огромными кустами-букетами, на потолках — орнаментальные композиции с правильным геометрическим расположением веток, птиц (цапли, журавли), кругов.Те же мотивы и на опечках.

Писали они в свободной живописной манере с применением черных и белых «запятых», которые заметно оживляли узоры, но не придавали им объема. Листья, цветы, птицы и их окраска условны.

Центр женской росписи

Центром их можно считать села Тарбагатайского района, где роспись занималась вплоть до недавнего времени, чуть ли не каждая домохозяйка. 

С появлением масляных красок

В 50-х годах, в связи с появлением в продаже большого количества масляных красок, все стены домов стали окрашиваться полностью. Наиболее распространены цвета: бордово-коричневый или "черемный" (черемуховый) красный, синий, зеленый, голубой и другие. Так как для покрытия всех стен требуется много краски, ее разводят на сыворотке, перегоне или молоке Женщины окрашивают внешние стены дома, наличники и ставни сообрази своим индивидуальным вкусам. 

Расчерчивание

Для женских росписей характерен и другой своеобразный и, очевидно, древний метод заполнения расписываемой поверхности путем расчерчивания ее на клетки по диагонали или под прямым углом прямыми и волнистыми линиями с последующим заполнением их определенными однообразными и реже разнообразными элементами.  

Простейшая роспись полов, потолков, печей, полатей заключена в расчерчивании поверхности прямоугольными, ромбовидными или треугольными сетками (решетками) раскрашенными однотонно в красный, синий, зеленый, желтый, белый и другие цвета в шахматном порядке или произвольно. 

Новое и старое

Однако, не всегда домохозяйки пользовались новыми формами в своих росписях, хотя и не остались равнодушными к новым веяниям. Они по-прежнему расчерчивали стены на клетки, вписывали в них не только традиционные геометрические мотивы, но и множество других растительных и животных мотивов и даже людей, хотя изображения их предельно условны и обобщены.

Растительные росписи, имевшие большое сходство с реальным миром, возможно, обострили чувство восприятия окружающего мира и стремление отразить его в росписях у доморощенных художниц.

Связь с Украинской культурой

Фон забайкальских росписей светлый чаще белый, в то время как на Алтае преобладает интенсивно красный и синий. 

Необычно разнообразные богатые и многоцветные забайкальские росписи, гармонирующие с яркой традиционной одеждой и внутренним убранствам жилища все же имеют поразительное сходство с украинскими по технике письма, цветному строю, композициям и мотивам. 

Помимо древних связей с Украинским искусством могло иметь место и более позднее влияние украинцев, приходивших в Забайкалье в числе тюменских мастеров. Возможны связи с украинцами-переселенцами Иркутской области.

Пришлые мастера

В Забайкалье работали тюменские мастера, «латыши», «вятские артели», «суздали», приходившие из «Расеи». К их приходу покрывали однотонной краской, чаще светлой, опечки, стены. 

Пришлые мастера-красильщики виртуозно владели кистью, знали, как это показывают их работы, множество орнаментальных стилей и умело применяли их с учетом местных вкусов.