Домовая роспись Забайкалья

Домовая роспись семейских Забайкалья - одно из интереснейших явлений в русской крестьянской живописи

Кованный сундук, центральная Россия
pinterest button

Немного истории

Домовая роспись семейских Забайкалья самобытна по своему характеру и сложна по происхождению, как сложна и сама история появления семейских за Байкалом.

В связи с тем, что изучение домовых росписей началось сравнительно недавно и многие образцы старой росписи погибли, трудно определить, где впервые она возникла.

Расписная самопрялка село Надеино
pinterest button Расписная самопрялка село Надеино Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Некоторые исследователи полагают, что роспись была принесена пришлыми мастерами, но тогда возникает вопрос, почему она получила в Сибири наибольшее развитие в районах, населенных ссыльными старообрядцами. В конце XIX в. в Забайкалье и Бийском округе на Алтае росписью занимались

Об украшении резьбой и росписью жилищ зажиточного русского населения известно уже в XVI-XVII вв. Большинство росписей тогда выполняли мастера-иконописцы, которые, как известно, были выходцами из крестьян.

Русская печь с расписанным опечьем в горнице
pinterest button Русская печь с расписанным опечьем в горнице Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

В народной росписи тех времен иконописная манера письма и ее приемы прослеживаются на многочисленных бытовых предметах. Это нашло отражение и в крестьянском искусстве более позднего периода.

Типы росписи

Забайкальская домовая роспись по своему характеру и стилю очень разнообразна. Прежде всего, надо отметить как бы два пласта в росписях изучаемых нами семейских селений XIX — начала XX в.

Первый тип росписи

К первому типу относим геометрические, полурастительные и в меньшей степени растительные мотивы, принадлежащие кисти женщин -домохозяек.

Кованый сундук с росписью
pinterest button Кованый сундук с росписью Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

Покрывали стены жилища и сеней, перегородки, деревянные опечки, потолки, полы, матицы. Наиболее древними и распространенными в этих росписях является изображение круга, пришедшее сюда из резьбы. Они представлены в росписях семейских в разнообразных вариациях.

Круги, чаще всего вписанные друг в друга, в количестве от 3 до 10 и даже больше. Ширина линии каждого круга, как и его размеры, произвольные. Вписанные круги соединяются между собой прямыми, волнообразными, ломаными линиями и крючками.

Круги изображаются одиночными, как центральный мотив, часто без соблюдения симметрии и пропорций. Другим любимым мотивом являются «косачи» (из-за сходства с хвостовыми перьями косача-глухаря и петуха), S-образные завитки. Украшали росписью: предметы труда, быта, посуду, ворота, крыльцо, игрушки. 

Прялки
pinterest button Прялки Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

Диваны-канапельки были расписаны чаще всего под орех, т.е. по желтому коричневому, бордовому фону кистью или гребнем наносили черные, белые разводы. Излюбленные мотивы – лучистые круги, розетки, клет

Опечье расписное село Надеино
pinterest button Опечье расписное село Надеино Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

ки, косачи сосенки и другие.

Второй тип росписи

Второй, более поздний, пласт домовой забайкальской росписи характеризуется развитием растительных мотивов; она принадлежит кисти мастеров-профессионалов из среды семейских (в том числе женщин), ссыльных поселенцев и пришлых мастеров, работавших по найму.

Основной элемент этой росписи — тюльпан, выполненный двумя-тремя красками (от светлого к темному и наоборот), с большим количеством черных запятых — «агашек».

Мотив тюльпана был широко распространен в растительных узорах на Севере и в среднерусских районах, но с начала XIX в. он стал вытесняться цветком розы. В Забайкалье тюльпанами расписывали до самого конца XIX в., хотя розоподобные цветы уже давно имели место в росписях многих мастеров.

Деревянный подсамоварник
pinterest button Деревянный подсамоварник Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

У семейских были свои мастера-иконописцы или по-местному «богомазы» (писали иконы старого письма и переписывали книги религиозного содержания).

Обычно мастера-красильщики писали масляными красками, а темперой могли писать только иконописцы. Хозяйки стали писать свои узоры в сенях, в коридорах, на открытых террасах, уступая право росписи внутри жилища наемным мастерам-красильщикам (виртуозам).

По найму расписывали один опечек или кровать, шкаф, внутри дома карнизы-наличники, место над окном и дверью украшают гирлянды-вазоны, гирлянды с двумя бело розовыми голубками – на одном и двумя красно-коричневыми петушками – на другом.

Берестяной короб
pinterest button Берестяной короб Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

Красильщик по прозвищу «Щеголь» (с. Большой Куналей) любил рисовать красных двуглавых орлов на ставнях. 

 Росписью занимались и «пришлые». Мастер Черников — ссыльный, лучистые круги, розетки, клетки, косачи дописывал дома зажиточных крестьян и кулаков.

Ссыльный столяр и красильщик Огурцов (с. Надеино). «Васенька-красильщик» — скрывался от местных властей, работал вместе с женой. Пришлые мастера -«барбосы» оставили много своих росписей в семейских селениях. Бродячие бригады «Самоходы». 

Яичная роспись опечья, село Десятниково
pinterest button Яичная роспись опечья, село Десятниково Наталья Мясникова, CC BY-SA 3.0

Олифа для росписи

Конопляное семя мыли, сушили, поджаривали, а затем толкли в больших стопах продолжительное время. Просевали и снова толкли до образования кусков.

Куски на листах держали перед жаром печи, обрызгав их водой. После этого готовой массой наполняли мешки, связанные из конского волоса или конопляного волокна, туго завязывали их и закладывали в специальные станки.

Масло выжимали при помощи клиньев, которые постепенно вбивали в станок по обе стороны мешочка. Выжимали его в амбаре, куда не впускали даже детей, во избежание сглаза (иначе масло могло «не пойти»).

Натекшее в ведро масло наглухо закрывали в чугунах и топили долгое время. Готовность олифы проверялась пером, которое должно свернуться, если спустить в олифу. Краску в порошке растирали каменным пестиком, постепенно добавляя олифу до нужной густоты.

Семейские в Бурятии 

Старообрядцы Забайкалья. Яркая и древняя ветвь русского народа. В Забайкалье история старообрядцев началась в 18 веке. По указу Екатерины II от 1762 г. они могли селиться «особливыми слободами», жить по своим правилам,.. им давались от всех податейф и работ льготы на 6 лет. Началось массовое переселение бежавших ранее за границу старообрядцев из Польши в Сибирь. Так появились «семейские» староверы.

Важное культурное значение

Народное искусство семейских – одно из ярких явлений в культуре России. Старообрядцы являются не только хранителями русской старины, но и носителями тех русских традиций, благодаря которым Россия сохраняет свое лицо.

Духовные ресурсы

XXI Всемирным конгрессом архитектуры домовая роспись была причислена  к категории духовных ресурсов. Росписи издавна служат достаточно важным способом идентификации «положения картины мира» в систему соотнесения себя и своего племени с окружающим миром. 

Распространение росписи

Широко известны нижегородские росписи, отличные от северных. Они были распространены на территории нынешней Горьковской, южной части Костромской, части Владимирской, Ярославской, Московской областей и относятся главным образом к концу XVIII - началу XX вв. В этих росписях заметно некоторое приближение к реальности, отход от старых плоскостных приемов, стремление к изображению объема путем светлых оживок и тонального перехода красок. Так, в жанровых сценах мы находим всадников, пароходы, сцены из купеческой жизни, людей в городской одежде XIX в. и тут же традиционные фантастические образы птиц, зверей, полулюдей-полуживотных, которые в крестьянских росписях появились еще в XVII в., а, возможно, и раньше. Тем более что подобные изображения имели место в украшениях храмов Северо-Во­сточной Руси в XII-XIII вв. Эти фантастические изображения в домовой росписи могли быть заимствованы мастерами Поволжья, которые в конце XIX и первой четверти XX вв. нередко предпринимали «походы» в окружающие районы, заходя далеко на север и северо-запад.

Сохранившиеся образцы росписи

В с. Десятниково доме А.К. Вишняковой на потолке и стенах сохранилась роспись бабушки Анастасии Семеновны и роспись матери Д.И. Головиной, написанные в Разное время, но очень сходные между собой. Изображены вписанные круги, рядом расположены курочки, барашки, сосенки и точечный орнамент. Написаны они неровно и явно непрофессионально по неокрашенному фону. Создается впечатление архаичности и первобытности орнаментики. Также выполнены круги – А.А. Пантелеевой, бабушки «Гришихи» - А.Е. Петровой; (с. Бичура),У.Ф. Асташовой, Арины Тимофеевны (с. Нижний Жирим), также B.C. Чистяковой (с. Десятниково). 

Гармония

Особенность искусства семейских в том, что геометрическая роспись тесно связана с растительной. Семейская роспись хорошо гармонирует с яркой традиционной одеждой и внутренним убранством жилища. 

Влияние бурятской культуры

Живя в непосредственном соседстве с бурятами, семейские не могли не заимствовать мотивы бурятского орнамента. Завитки в виде бараньего рога или стилизованных ветвей, столь характерные для бурятского орнамента, иногда нелегко отделить от завитков стиля барокко, распространенных повсеместно. Семейские с уважением отзываются о бурятах-красильщиках.