Ацагатский дацан

Буддийский монастырь, в котором принимали будущего императора России Николая II

Ацагатский дацан
pinterest button

Ацагатский Дацан в истории Бурятии — единственный храм из стен которого вышли 7 Пандито Хамбо Лам.

Отсюда вышли выдающиеся буддийские лидеры известные не только в России, но и за рубежом. Самый известный — ученый-просветитель и богослов — Хамбо Лама Агван Лобсан Доржиев. Инициировал постройку первого в Европе буддийского храма — Храма Калачакры в Санкт-Петербурге.

Ацагатский дацан
pinterest button Ацагатский дацан Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

В прошлом имел и другое название — Курбинский дацан. Относится к буддийским независимым объединениям Бурятии.

История

Дацан был основан в 1825 году (иногда называется 1824 год) у речки Шулута, близ улуса Ацагат в местности Боро-Тоонтой. Первый деревянный храм-сумэ был построен без официального разрешения.

В 1831 году тайша хоринских бурят обратился к губернатору Иркутской губернии с просьбой разрешить деятельность дацана. 5 мая 1831 губернатор разрешил отправление молебствий в Курбинском, или Ацагатском дацане.

Статуи Будды в алтаре, возвращенные в храм верующими
pinterest button Статуи Будды в алтаре, возвращенные в храм верующими Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

К 1841 году были построены Цогчен-дуган (главный соборный храм), Дара-Эхын сумэ, Хурдын сумэ.

  В 1840 году в дацане числилось 17 лам, в 1841 году — 28 лам и хувараков, из них 1 — комплектный лама, 21 — служивых и 6 хувараков.

Территория прихода дацана простиралась от восточных границ города Верхнеудинска, местности Дабата, далее по обоим берегам реки Уды вплоть до реки Худан. Приход дацана к концу XIX века составлял более 4 тысяч 700 человек.

Дацан располагался в неудобном месте — сырой низине. 19 сентября 1868 года прихожане подали прошение о строительстве нового, каменного дацана в другом месте. 26 марта 1877 прихожане подали повторное прошение.

Тарба-лама Доржиев Чанзот, президент фонда Агвана Доржиева
pinterest button Тарба-лама Доржиев Чанзот, президент фонда Агвана Доржиева Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

  После исследования предлагаемой местности, 14 апреля того же года было получено разрешение на строительство новых зданий дацана на горе, в трёх верстах от старого, в местности Энгэр-Тугла.

Здания дацана

На новом месте был построен Цогчен-дуган — главный соборный храм. Трёхэтажное здание сочетало тибетские и китайские архитектурные стили. Первый этаж каменный в тибетском стиле, второй и третий этажи деревянные — в китайском стиле.

ОписаниеAcagatski datsan.jpg
pinterest button Ацагатский дацан Кузнецов, CC BY-SA 3.0

К 1875 году в дацане была 21 буддийская танка на ткани, в библиотеке имелись 325 томов канонов «Ганджур» и «Данжур» и 16 томов сочинения «Юм».

В 1880 году прихожане обратились к губернатору с просьбой перенести деревянные здания двух сумэ, оставшихся на старом месте. Разрешение было выдано 8 июля 1882 года.

Интерьер Согчен-дугана
pinterest button Интерьер Согчен-дугана Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

20 июня 1891 года дацан посетил цесаревич Николай Александрович, возвращавшийся из кругосветного путешествия. В память о пребывании цесаревича, на месте, где стояла его палатка, в 1897 году было построено сумэ Цаган-Дара Эхэ. Это было деревянное двухэтажное здание, к тому времени бывшее самым большим зданием дацана — длина его стен составляла 14 саженей. В сумэ располагалась школа богословия Чойра.

В начале XX века был построен Джуд-дуган. Деревянное здание располагалось к северу от Цогчена, за оградой монастыря.

Типография дацана

Типография в дацане возникла, предположительно, во второй половине XIX века. Здесь издавалось 46 наименований книг на тибетском языке и 47 — на монгольском. Кроме книг, типография печатала ксилографические оттиски изображений бурханов и хий морин.

Деревянное здание типографии сохранилось по настоящее время — оно расположено к северо-востоку от ограды монастыря.

Искусственная пещера для затворничества
pinterest button Искусственная пещера для затворничества Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Школа тибетской медицины

В 1911 году в дацан переехал вышедший в отставку 11-й Пандито Хамбо-лама Чойнзон-Доржо Иролтуев. После этого дацан стал крупным центром тибетской медицины. Для лечебницы был построен Мамба-дуган — небольшое деревянное здание, крытое железной кровлей. В первое время в школе было около 50 учеников. В 1920 — 1930-х годах был построен лазарет, здание медицинской школы, а также хозяйственные постройки — амбары, завозни, бани и др. Здания лечебницы были оснащены телефонной связью.

Преподавателей приглашали из Монголии. Лекарственные препараты привозились из Китая и Монголии, заготавливались местные лекарственные травы. В 1926 году из Цугольского дацана в Ацагатский был передан Атлас тибетской медицины.

В середине 1920-х ламы дацана предлагали на базе школы «Мамба» создать республиканскую школу тибетской медицины.

Будда
pinterest button Будда Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

В начале 1930-х годов на Ацагатском аршане строились здания для больниц, планировалось строительство дома для устройства ванны, приобретение жилых домов и перенос их на источник, ремонт ранее сооружённых построек. На территории аршана было несколько двухэтажных домов.

Советский период

В октябре 1922 года в Ацагатском дацане прошёл первый духовный съезд буддистов двух Бурят-Монгольских автономных областей — Дальневосточной республики и РСФСР. На съезде были приняты: «Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири» и «Устав внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири». Был создан центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии — Центральный духовный совет (ЦДС).

17 декабря 1925 года ЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР приняли постановление о проведении в жизнь декрета советской власти об отделении церкви от государства и школы от церкви. В соответствии с этим постановлением вся собственность дацанов переходила к государству. Школа тибетской медицины и ламы были обложены налогами.

Начиная с 1927 года, востоковед и буддолог Е. Е. Обермиллер каждое лето проводил в Ацагатском дацане, где под руководством лам изучал тибетские переводы индийских философских сочинений буддийской традиции и комментарии к ним.

Ступа
pinterest button Ступа Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Весной 1933 года рядом с дацаном был образован милицейский совхоз, который начал использовать земли дацана. При совхозе был открыт дом для беспризорников.

15 августа 1936 года Ацагатский дацан был ликвидирован постановлением Улан-Удэнского городского совета. Здания перешли в ведение школы-интерната. Были утрачены два сумэ и Джуд-дуган, разрушены монастырские стены, ступы-субурганы, перестроены здания Цогчена и Чойра-дугана.

Восстановление дацана

В 1991 году Ацагат посетил Далай-лама XIV. Далай-лама освятил место будущего строительства дацана. В 1992 году дацан был восстановлен. Новое здание построено на другом месте, у склона горы Тамхитын даба. 6 ноября 1992 года была проведена первая служба.

При дацане в 1999 году был открыт дом-музей Агвана Доржиева. 1 марта 1999 года музею был придан статус республиканского государственного музея.

Дом-музей Агвана Доржиева
pinterest button Дом-музей Агвана Доржиева Кузнецов, CC BY-SA 3.0

Полезная информация

Ацага́тский даца́н (бур. Асагадай дасан, тиб. Гандан Даржалинг)
Шулутский дацан
Курбинский дацан

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

671329 Бурятия, с. Ацагат

Местонахождение

Буддийский монастырь расположен на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии.

В Ацагатском дацане, вас встретит сам Далай лама XIV. Его восковая фигура в натуральную величину в полном облачении восседает на троне в центре главного храма.

Там же Вы можете увидеть 1000 спасенных фигурок Будд. Жители много лет хранили и берегли их от посторонних глаз в годы репрессии, а в годы возрождения духовной традиции в Бурятии вернули их назад

Борьба с тибетской медициной

В августе 1930 г. секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) Михей Ербанов направил на имя Ем. Ярославского докладную записку «О борьбе с тибетской медициной в Бурят-Монгольской Республике», в которой просил «санкционировать закрытие в административном порядке Ацагатской школы тибетской медицины «Мамбо-дацан», а также «запретить на территории Бурят-Монгольской Республики врачевание тибетской медицины особым правительственным актом»

Задание почемучке

Четырнадцатый Далай лама - президент всех буддистов мира. Буддисты верят, что он воплощение Будды Великого сострадания, которого зовут Авалокитешвара. Его можно узнать по тысяче рук. Произнеси быстро десять раз, как скороговорку, имя тысячерукого Будды: Авалокитешвара.