Старообрядцы, староверы, семейские

На добрых 200 лет они продлили традиции старинной допетровской Руси

Семейские святки
pinterest button

Семейские — старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой.

Разгром Ветки

Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России.

Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году — 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона».

В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Жительницы села Тарбагатай в традиционных семейских костюмах
pinterest button Жительницы села Тарбагатай в традиционных семейских костюмах Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

В 1750-е годы произошло ухудшение отношений России с Цинской империей. В 1752 году появился проект организации снабжения Камчатки и Охотска по реке Амур.

28 декабря 1753 года Сенат создал «Секретную Нерчинскую экспедицию». Экспедиция должна была подготовить сплав по Амуру. Сбежавший из Нерчинских заводов каторжник сообщил китайским властям, что русские готовятся захватить Амур. Обстановка на границе резко обострилась. Селенгинский комендант Варфоломей Якоби в 1757 году составил проект организации защиты восточных границ России. Планом было предусмотрено увеличение численности войск на границе до 35 тысяч человек.

В 1764 году в Тобольске начали формироваться два ландмилицейских полка из «польских выведенцев». Сформированные роты отправляли в Забайкалье. Негодных для военной службы (и старше 40 лет) отправляли в Селенгинский и Нерчинский уезды для обеспечения полков продовольствием.Причины переселения

В Забайкалье

Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.

Семесюшки - семейские девчонки
pinterest button Семесюшки — семейские девчонки Елена Мясникова, CC BY-SA 3.0

  Для водворения за Байкалом «польских посельшиков» и устройства их быта в Селенгинске было создано в 1766 году особое учреждение «Хлебопашеств и поселения Контора», во главе которой был поставлен плац-майор Селенгинского гарнизона Налабордин. Высшее руководство делом устройства переселенцев лежало на Селенгинском коменданте — генерале Якоби.

Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.

Хозяйственная деятельность

Семейские принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру. Они выращивали: рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овёс, картофель, овощи, коноплю. Скотоводство играло подсобную роль. В XIX веке Верхнеудинский округ стал наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении. (см. Верхнеудинская ярмарка).

Во второй половине XIX века, с началом добычи золота в Забайкалье, семейские начали работать на золотых приисках. Семейские считались лучшими приисковыми рабочими в Восточной Сибири. В начале 1880-х годов в одной только Мухоршибирской волости на приисковые работы было нанято 780 человек.

Самая вкусная вода из старинных колодцев-журавлей
pinterest button Самая вкусная вода из старинных колодцев-журавлей Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Трудолюбие и древлеправославная вера позволили семейским пронести до настоящего времени дух своего народа, своеобразие культуры, основанной ещё в допетровскую эпоху.

Религия

Беспоповщина оставалась устойчивым религиозным направлением семейских. Поповщина в начале была представлена в виде беглопоповщины. Религиозные обряды и службы проводили уставщики. Покойников хоронили в домовинах, выдолбленных из ствола сосны.

Русская древлеправославная церковь в с.Тарбагатай
pinterest button Русская древлеправославная церковь в с.Тарбагатай Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Значительная часть семейских в период коллективизации была раскулачена и выслана. В 1929 году были созданы вооружённые формирования. Центром сопротивления стали сёла Бичура и Малета. В начале 1930-х произошло Малетинское крестьянское восстание, в котором принимали участие до 600 человек.

В 1930-е и 1940-е годы в Забайкалье было разрушено более 80 старообрядческих храмов и часовен.

В 1960-е годы прошла ещё одна волна закрытия старообрядческих церквей и молельных домов. К началу 1970-х в Забайкалье не осталось ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины. Действовала единственная старообрядческая церковь в селе Новый Заган Мухоршибирского района Бурятии.

Одежда

Одежда семейских (прямой сарафан в шесть полос, кичка) с элементами польского, белорусского и украинского костюма.

Отличительные черты костюма: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, бусы, яркие ткани. Многие детали костюма были заимствованы уже в Сибири у старожилов и бурят.

Янтари, корольки - главное богатство семейской женщины
pinterest button Янтари, корольки — главное богатство семейской женщины Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Жилище

Дома семейских аналогичны тем, что находят при раскопках Москвы, Новгорода, Пскова и других древних городов Руси.

Отличительные черты — высокое крыльцо, округлые углы внутри помещения, массивная матица, потолок из круглых брёвен, колотые пополам брёвна на полу, богато украшенные ворота и ставни.

Масляной краской окрашивали окна, двери, плинтусы, крупными стилизованными цветами расписывали стены, потолок, перегородки.

Дом богатого старообрядца Борисова
pinterest button Дом богатого старообрядца Борисова Кузнецов, CC BY-SA 3.0

Семьи

Семейские не курили, алкоголь практически не употребляли. В домах на видном месте держали полную бутылку водки — это означало, что хозяин дома не пьёт водку.

Семьи семейских традиционные, патриархального типа, с большим количеством детей. В большой усадьбе, состоящей из нескольких домов жило до 4 поколений одной семьи. Имущество и землю делили редко.

Семейские святки
pinterest button Семейские святки Jean-Pierre Amiot, CC BY-SA 3.0

В семье признавалось главенство мужа над женой. Супружеские измены как мужа так и жены строго порицались. Наследство передавалось по мужской линии. Межэтнические и межрелигиозные браки были запрещены. Запрещался прием пищи совместно с иноверцами.

Музыкальные традиции

Инструментальная музыка в среде семейских распространена мало. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно.

Первые исследования музыкальной культуры семейских проводили П. А. Ровинский в 1873 году и Н. П. Протасов в 1926 году.

Устное песееное наследие Семейских охраняется ЮНЕСКО
pinterest button Устное песееное наследие Семейских охраняется ЮНЕСКО Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). Не сохранились календарные обрядовые песни.

В каждом забайкальском старообрядческом селе существуют народные хоры и фольклорные коллективы.

Полезная информация

Семейские
Староверы
Старообрядцы Забайкалья
Поляки Забайкалья

Признаны ЮНЕСКО

18 мая 2001 года в Париже состоялась церемония провозглашения ЮНЕСКО «Шедевров устного и нематериального наследия человечества».

Из 32 стран, представляющих уникальные явления культуры народов Америки, Африки, Европы, Азии, только 19 были провозглашены «шедеврами». Из них «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» была признана имеющая исключительное всемирное значение традиционная народная культура семейских-старообрядцев Забайкалья.

Известные семейские

Афанасий — старообрядческий епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока, родился в Тарбагатае.

И. К. Калашников — советский писатель, родился в селе Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии.

С. Л. Лобозеров — член Союза писателей СССР, драматург, родился в селе Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятии.

Е. Ю. Мальцев — советский писатель.
А. А. Леонов (Илья Чернев) — советский писатель. Автор трилогии «Семейщина».

Софроний — епископ Губкинский и Грайворонский РПЦ, родился в селе Верхний Жирим.

Иванов Виктор Павлович — член Союза Писателей СССР.

А. Я. Михайлов — актёр театра и кино ("Любовь и голуби", "Карнавал"), родился в пгт. Оловянная, родители родом из современного Красночикойского района Забайкальского края.

Известные  коллективы

Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль «Судьбинушка» (создан в 1990 г.) — лауреат Премии имени Пятницкого, обладатель звания «Живые сокровища», присуждённого ЮНЕСКО в 2001 году.

Тарбагатайский семейский народный хор «Былина» (создан в 1982 г.) — участник общероссийских и сибирских фестивалей и смотров.

Большекуналейский семейский народный хор (создан в 1927 г.) — вышел на республиканскую сцену в 1936 и в 1967 году удостоен звания «народный», участник и дипломант многих всесоюзных и международных конкурсов, награждён Большой и Малой бронзовыми медалями ВДНХ в 1985 году.

Забайкальский семейский народный хор «Истоки», г. Улан-Удэ (создан в 1967 г.) — лауреат и дипломант многих всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.